Церковь Святых Апостолов Петра и Павла

Население нашего города всегда было многонациональным. В начале XX века большую часть жителей (три четверти) составляли евреи. В городе действовали почти 20 синагог и всего одна православная церковь – собор Святого Николая. Но число православных росло, и появилась необходимость в строительстве нового храма. Кроме того, церковь была нужна и для удовлетворения религиозных потребностей, заключенных бельцкой тюрьмы. Поэтому в 1915 году было решено в непосредственной близости от городской тюрьмы заложить новую православную церковь. Средства на строительство выделило Главное управление тюрем в Петрограде. Церкви собирались дать имя святителя Алексия.

      10 июля 1915 года началось строительство церкви. Тогда никто не предполагал, что оно затянется на целых 14 лет. С началом революции 1917 года работы были приостановлены. К тому времени три стены церкви возвели уже до уровня окон. Четвертой стеной служил тюремный забор. Затишье тянулось три года, и к вопросу о возобновлении строительства вернулись только в 1920 году (к этому времени власть в стране сменилась – Бессарабия вошла в состав Румынии). От руководства тюрьмы поступило предложение изменить архитектурный план и кроме церкви на территории возвести также мастерские для заключенных. Но эта идея не получила одобрения. Денег на дальнейшее строительство храма катастрофически не хватало, и настоятель собора Святого Николая, священник Владимир Димитриу обратился за помощью в высшие церковные инстанции. В марте 1923 году из Министерства юстиции Румынии поступило обращение к церковному руководству Бессарабии с просьбой передать незавершенное строение в распоряжении руководства тюрьмы: «Так как стены всё равно разрушаются, а тюрьма имеет абсолютную необходимость в помещении для охраны, это здание лучше было бы использовать для тюремных нужд». Но был получен отказ: «Так как это место освящено для святой церкви, его предназначение не может быть изменено». Эта переписка благотворно повлияла на судьбу церкви. Епископ Виссарион Пую (в 1923 году он возглавил Хотинскую епархию с резиденцией в Бельцах) взял под свой контроль продолжение строительства. Архитекторы составили новый проект, после чего епархиальное духовенство начало сбор пожертвований. Из отчета священника Владимира Димитриу известно, что новый архитектурный план был подготовлен бесплатно и предполагал «такой вид церкви, который привлекал бы внимание всех и вызывал радость, удовлетворение и даже гордость в сердцах христиан и удивление со стороны неверующих».  (5)

     Казалось, на этом проблемы закончились. Но в том же 1923 году буквально бок о бок с церковью началось строительство синагоги. По существовавшим в то время нормам закона считалось: «Строения, предназначенные для синагог и молитвенных домов не должны находиться в непосредственной близости от православных церквей. Все строения, возведенные с нарушением данного закона, будут перемещены в другое место за счет нарушителей или будут закрыты совсем». Судя по фотографии того времени, между строящимися церковью и синагогой было всего около 5 метров. Что побудило руководство Еврейской общины пойти на такой шаг, почему было выбрано это место, сложно сказать. Тем не менее на строительство синагоги было получено официальное разрешение. Разумеется, такое соседство вызвало протест православного духовенства, и Министерство по культам запретило строительство синагоги. Еврейская община сделала ответный ход: обратилась к тому же министерству с просьбой разрешить строительство с условием, что у здания будет иное назначение. Причем новое назначение постройки никак не было обозначено в документах. Строительство синагоги возобновилось, а вот сооружение церкви вновь приостановилось из-за отсутствия средств. Летом 1924 года Хотинский епископат, в чьем ведении были бельцкие православные храмы, принял решение активнее содействовать возведению новой церкви и препятствовать строительству синагоги. В 1925 году составили еще один архитектурный план: решили отказаться от общей с тюрьмой стены, поскольку это было неприемлемо для храма и портило форму строения. Кроме того, было принято решение дать церкви имя Святых Апостолов Петра и Павла. Строительство продолжилось, и уже 31 октября 1926 года над куполом был воздвигнут крест. (5)

     Дальнейшие работы затянулись еще на несколько лет – все зависело опять же от поступления средств, которые собирали по всей Хотинской епархии, охватывающей север Бессарабии. В конце 20-х годов после многих лет борьбы сооружение церкви было завершено. 30 июня 1929 года был подписан акт освящения церкви Святых апостолов Петра и Павла. Епископ Виссарион Пую передал церковь архимандриту Еужену Лаю для проведения ежедневных богослужений. У бельцких заключенных появилась возможность также участвовать в богослужениях. Для них существовал отдельный вход и специальное место в некотором отдалении от остальных верующих. Что же касается синагоги, то её строительство со временем приостановилось. Теперь уже у Еврейской общины не хватало средств для продолжения работ. Церковные власти решили воспользоваться этой ситуацией, чтобы раз и навсегда избавиться от нежелательного соседства. Недостроенная синагога была выкуплена у Еврейской общины через посредников, а затем православные разобрали её до основания. (2)

    После установления в Бессарабии в 1940 году Советской власти церковь Святых Петра и Павла постигла участь многих святых мест: обширная церковная библиотека, которой пользовались горожане, была сожжена, имущество конфисковано, сам храм закрыт. Во время Великой Отечественной войны церковь уцелела, хотя многие здания в Бельцах сильно пострадали от взрывов и бомбежек. После войны поднимать вопрос о возобновлении деятельности храма не представлялось возможным, хорошо было уже то, что в городе остались не закрытыми церкви Св. Николая и Рождества Божьей матери (по улице Киевской). В начале 50-х годов в здании церкви Святых Петра и Павла открыли спортивную школу. Там занимались гимнастикой, волейболом и баскетболом. Внутренний облик церкви претерпел большие изменения: снесли клирос (балкон для певчих напротив алтаря), главный свод перекрыли деревянным потолком, на месте алтаря появилась батутная яма. К концу 70-х годов бывшей церкви уже требовался капитальный ремонт, но из-за недостатка финансирования все ремонтные работы в здании приходилось проводить самим сотрудникам спортшколы. Иногда им помогали работники тюрьмы и заключенные. Денег, поступавших из гороно, и взносов родителей хватало только на периодический косметический ремонт. Так продолжалось до 1991 года. (6)

     В феврале 1991 года Министерство культуры и культов МССР выдало свидетельство о том, что при церкви Святых Петра и Павла создается один из приходов Бельцкой епархии и здание должно быть передано в руки православных христиан. Митрополит всея Молдовы Владимир принял решение, что один из возвращенных храмов, а именно церковь Петра и Павла, выделяется для русскоязычных прихожан и службы будут вестись на русском языке. Настоятелем стал отец Павел Паюл, до этого служивший в соборе Св. Николая. Он и возглавил восстановление храма. Вместе с отцом Павлом в новый приход перешла и группа верующих. Почти в течении месяца по воскресеньям после службы в соборе Св. Николая они приходили к закрытым дверям церкви, пели акафист (песнопение) святым апостолам и ждали, когда смогут зайти внутрь. Первым делом необходимо было вынести из церкви все посторонние предметы. Вскоре в церковном дворе выросли горы мусора, разбитого спортивного инвентаря и мебели. По воспоминаниям прихожан, они не распределяли работу на простую и сложную, мужскую и женскую. Невзирая на возраст и пол, все дружно чистили, долбили, грузили, красили. Молодые ребята, помогая взрослым, «порхали по лесам, как ангелы». Многие из этих мальчиков стали потом священниками и теперь служат в различных храмах. Разрушения, причиненные церкви за эти годы, оказались огромными. Крыша, стены, пол – всё было в плачевном состоянии, между деревянным потолком и сводом даже успели вырасти кусты. Самым сложным оказалось очистить батутную яму. С прохудившейся крыши туда стекала дождевая вода, и со временем нижние слои поролона превратились в загнивающую зловонную кашу. На помощь пришли сотрудники городской тюрьмы. Только надев противогазы, они смогли спуститься в яму и очистить её. (6)

     Вот как вспоминает бельчанка Елена Герман об этих днях: «С нетерпением ждал каждый из нас окончания своего рабочего дня. Как пчёлки в свой родной улей, слетались мы – не на отдых! – а, чтобы за вечер успеть сделать как можно больше. Взяв благословение у батюшки, забывали обо всём: об усталости рабочего дня, о предстоящей домашней суете…Господь всем давал силы. В это трудное, но счастливое время практически каждый день случались большие и маленькие чудеса. Ночами кто-то тайно привозил стройматериалы, именно те, которых накануне вечером катастрофически не хватало; в церковной кружке для пожертвования появлялась невероятно значительная, очень остро требующаяся в тот момент купюра; дрогнуло даже сердце вора, угнавшего приходскую легковую машину. Когда он узнал, на чьё добро посягнул, машина тут же была возвращена батюшке». (4)

     15 сентября 1991 года храм освятили. Возобновились службы, хотя работы по восстановлению ещё велись полным ходом. А в 1995 году игумен Андрей из Кицканского монастыря с помощниками и местными прихожанами, способными к рисованию, начали расписывать стены церкви. Были созданы новый иконостас и алтарь, вернулись два киота с иконами, которые хранились в соборе Св. Николая. Одна из сохранившихся святынь – икона апостолов Петра и Павла. Вполне возможно, что она была в церкви со дня основания. Восстанавливать необходимо было не только здание. Когда-то в церкви был полный комплект колоколов (7 штук), они звучали на весь город. Осталось только три колокола, которые долгие годы хранились у верующих и были возвращены храму. Но их недостаточно для полноценного перезвона, который является неотъемлемой частью богослужения. Вновь действует церковная библиотека. С 1992 года возобновилась работа воскресной школы, а в 2001 году начала издаваться церковная газета «Юбилей». (6)

     Также после восстановления храма начал формироваться хор, со временем вернувший Петропавловской церкви былую славу поющего храма. Сюда по настоянию отца Павла из собора Св. Николая в числе небольшой группы хористов перешла юная Лучия Ганган. Именно она стала первым руководителем хора. Хор, по словам Лучии, формируют люди не обязательно с музыкальным образованием: «Случается, что взрослый человек, никогда не подозревающий о том, что может петь, выражал желание, начинал работать, и всё с Божьей помощью получалось». Нечто особенное в церкви – это детский хор. Голоса детей передают всё светлое, чистое, жизнерадостное, что есть в детстве. «Бывают моменты, когда кажется, что эти голоса достигают небес», – признаётся Лучия Ганган. (2)

Славу «поющего» храма подтвердил председатель Русской общины, директор ООО «Вад-Норд» Павел Бучацкий, когда в начале 2008 года преподнес церкви поистине замечательный подарок – семь отлитых в бронзе колоколов. Они были отлиты на Воронежском колокололитейном заводе «Вера» общим весом около тонны. Самый большой весит 500 килограмм, маленький – семь. После того, как во дворе церкви состоялось их освящение, а в храме прозвучала Божественная Литургия, колокола были подняты в звонницу, и запели чистыми голосами, волнуя и наполняя радостью людские сердца. (3)

     29 сентября 2020 года церковь Святых апостолов Петра и Павла осиротела. Ушёл из жизни настоятель храма, почётный гражданин Бельц Павел Паюл. В 2012 году муниципальный Совет Бельц присвоил Павлу Паюлу звание почётного гражданина Бельц «за активное участие в восстановлении церкви Святых апостолов Петра и Павла, вклад в общественную жизнь муниципия, культуру, образование, духовно-нравственное воспитание молодёжи и укрепление гражданского мира и согласия на территории Бельц». В качестве его вклада в жизнь муниципия отмечалось восстановление храма, открытие при нём воскресной школы для детей, создание хора, постройка часовни при тюрьме, организация благотворительных концертов, акций, паломнических поездок, оказание помощи малоимущим. Похоронен отец Павел на территории церкви, настоятелем которой он был 30 лет — с 1990 года. (1)

     У Петропавловской церкви довольно необычная судьба. Над храмом не раз нависала угроза уничтожения, но он устоял и был возрожден дружной приходской общиной. Абсолютно разные люди, живущие в противоречивые 90-е годы, объединились для того, чтобы церковь Святых апостолов Петра и Павла стала сегодня настоящей крепостью – крепостью веры и любви, твердым оплотом надежды на спасение.

Библиография:

  1. Годовщина смерти отца Павла: в бельцком храме поминают покойного настоятеля [электронный ресурс] [дата обращения 7 июня 2022]. Режим доступа: https://esp.md/ru/sobytiya/2021/09/26/godovshchina-smerti-otca-pavla-v-belckom-hrame-pominayut-pokoynogo-nastoyatelya
  2. ДОЛГОВ, Вячеслав. ХРАМ: двадцать лет спустя. В: СП. 2011, nr. 28, 13 июля, с.14
  3. ДУБОВИКОВ, Симон. И зазвучал Благовест. В: Голос Бэлць. 2008, nr. 2, 11 янв., с.1
  4. «Поющий» храм. В: Газета. 2011, nr. 6, 17 февр., с.11
  5. ШУБЕРТ, Татьяна. Церковь Святых Петра и Павла: 90 лет истории. В: СП. 2006, nr. 36, 6 сент., стр.21
  6. ШУБЕРТ, Татьяна. Церковь Святых Петра и Павла: 90 лет истории. В: СП. 2006, nr. 37, 13 сент., стр.21

Тимчук Валерия,
библиотекарь Искусствоведческого зала
Бельцкой муниципальной библиотеки
им. „Еужениу Кошериу”

Lasă un comentariu